Мошенничество по телефону, пришла смс ваша банковская карта заблокирована, клонировали карту - билайн Кызыл

Мошенники могут придумать что угодно — вас не обмануть, если знаете простые правила

Мошенники ищут новые способы обмануть вас: пишут, звонят, представляются сотрудниками полиции, банков, операторов связи, Госуслуг. Вот несколько правил, как не дать им этого сделать

Договор с оператором связи не имеет срока действия

Мошенник представляется сотрудником оператора и просит продлить действующий договор, а для этого — назвать код из смс. Так мошенники получают доступ к вашему личному кабинету и оформляют замену сим-карты.

Полицейские никогда не попросят перевести деньги, назвать данные паспорта или карты

Для этого они приглашают в отделение. Мошенники могут давить на эмоции, торопить и сеять панику — не поддавайтесь. Даже если будут называть имя реального представителя полиции, лучше сбросить звонок и перезвонить самостоятельно на горячую линию.

Техподдержка банка никогда не попросит код из смс

Настоящие сотрудники используют для вашей идентификации другие данные или приглашают в офис. Все коды для входа или подтверждения операций можете использовать только вы. В системах, где работают сотрудники поддержки, нет возможности их ввести. Банки тоже заботятся о безопасности ваших данных. Если вам звонят и просят назвать код или личные данные — это мошенники. Сбросьте звонок, посмотрите официальный номер поддержки на сайте и свяжитесь с ней самостоятельно.

Работодатели не просят денег за трудоустройство или доступ к вакансии

Нет ни одной компании, которая просила бы полные данные карты во время поиска сотрудника, проведения собеседования или приёма на работу. Обычно у таких вакансий заманчивые условия: высокая зарплата, принимают без опыта — только назовите данные карты. Таким образом мошенники получают доступ к карте и проводят по ней нелегальные операции.

Искусственный интеллект может подделать голос знакомых, близких и даже руководителя, и очень правдоподобно попросить вас перевести деньги

Появился новый вид мошенничества — звонок с помощью искусственного интеллекта, который воспроизводит голос ваших знакомых и близких. Отличить его от реального практически невозможно. Придумайте кодовое слово помощи с друзьями и близкими. Вы можете спросить его у мошенников во время звонка или в переписке. Так вы поймёте, действительно ли на связи ваш близкий или это обман.

Не открывайте подозрительные ссылки с предложением проголосовать

Вам приходит сообщение со ссылкой и просьбой проголосовать за друга в конкурсе. Обычно друзья предупреждают о своём участии — лучше позвоните другу и уточните, писал ли он вам. Аккаунт могут взломать и рассылать вредоносные ссылки от его имени. Будьте осторожны и не переходите по ссылкам даже от знакомых — скорее всего аккаунт взломан.

Не ведитесь на низкую стоимость товара и не переходите в сторонние мессенджеры с такими продавцами

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мошенники ставят низкую цену на товар (гораздо ниже, чем остальные продавцы), чтобы привлечь внимание, а дальше ведут диалог, чтобы узнать ваши личные данные. Такие сервисы, как Авито разработаны таким образом, чтобы процессы покупки и продажи были безопасными — личные данные не доступны покупателям и продавцам. Эти сервисы предупреждают в чате о том, что вы отравляете личную информацию, и просят подтвердить отправку сообщения.

Банки не предлагают открыть счёт по телефону

Брокеры маскируются под банки, повторяя дизайн банковских сервисов. Они могут прислать письмо с предложением установить приложение и попросят ввести данные банковской карты, с которой потом и спишут деньги. Или предлагают заработать до 10 млн ₽ за открытие счёта с первой инвестицией 10 000 ₽. После инвестиции вам покажут большую сумму дохода, чтобы подогреть азарт и создать видимость реальности происходящего. Но когда вы захотите вывести всю сумму, попросят оплатить страховку или размещение валюты в европейской ячейке — в итоге просто пропадут, а вы потеряете все вложения.

Госуслуги не звонят

Если звонят и представляются сотрудником Госуслуг — сразу сбрасывайте звонок. Мошенники говорят, что ваш аккаунт заблокирован или произошла попытка привязать его к другому номеру. В разговоре пытаются узнать код для входа в личный кабинет и получить доступ к вашим данным

Как себя вести, если не уверены, что звонит мошенник?

Золотое правило: если звонок кажется подозрительным — сразу завершайте разговор.

Можно подключить сервисы или услуги, которые помогают распознать спам и подозрительные звонки. Например, услугу «Кто звонит?»

Если вам звонят представители банка или организации, не торопитесь, проверьте в интернете официальный номер и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.

Не поддавайтесь на манипуляции: мошенники могут уверенно называть свои данные, должность, номер телефона и другие детали. Помните, всё, что вы можете посмотреть в интернете, могут посмотреть и мошенники.

Не поддавайтесь на давление. Если вас торопят, то хотят обмануть.

Лжеполицейские будут вас пугать и намеренно разговаривать так, словно вы в чем-то виноваты или от вашего бездействия пострадают близкие.

После разговора сразу позвоните ту организацию, из которой поступил подозрительный звонок. Расскажите о звонке, дайте номер телефона или аккаунт, с которого вам писали.

Помните: мошенники пользуются тем, что вы чего-то можете не знать.

Что делать, если всё же стали жертвой мошенника?

Свяжитесь с полицией и организацией, из которой вам звонили — вам скажут, что делать в такой ситуации.

Сделайте скриншоты переписки, звонков, сохраните всё, что может быть полезно полиции.

Составьте заявление в полицию: опишите подробно детали инцидента — вам звонили или писали, с какого номера или аккаунта в соцсетях, дату, время, размер ущерба и другие сведения, которые помогут делу.